Рассказали на “Мел” о плюсах и минусах разных форматов обучения. – ENGLIUM

Рассказали на “Мел” о плюсах и минусах разных форматов обучения.

По данным ВЦИОМа, для большинства наших соотечественников важно, чтобы их дети свободно владели иностранным языком (80%). Как помочь ребёнку обрести это «свободное владение»?

Меня зовут Заруи Сафарян, я руковожу школой дополнительного образования на английском языке Englium. До основания школы я работала директором АНО ДО «Дом Станкевича», педагогом знаменитой московской школы № 57. В багаже — экспертиза в ЕГЭ по английскому языку и Кембриджский сертификат CELTA.

По моему мнению, изучение иностранного языка может идти параллельно с изучением родного языка в первые годы жизни ребёнка. В это время ребёнок ещё не перегружен домашними заданиями и может легко усваивать иностранную речь на слух, изучая окружающий мир и присваивая его элементам сразу несколько имён: например, на английском и русском. Правда, маленький ребёнок ещё не умеет читать и писать — он воспринимает речь только на слух. Поэтому этот этап изучения можно назвать пассивным.

Активный этап изучения языка начинается в школе. Почему важно погружать ребёнка в английский на самом старте формального обучения, с первого или второго класса?

Общеобразовательная школа

В первые годы обучения в школе дети начинают осваивать грамматику и структуру родного языка. Они узнают, что у слов в предложении есть свои роли — подлежащего, сказуемого и другие. Также они узнают, что некоторые слова меняются в зависимости от времени, рода и ситуации, в которой используются — меняются их окончания, суффиксы, а иногда даже корни.

Если параллельным процессом ребёнок сможет наблюдать примеры таких конструкций и изменений и в родном языке, и в иностранном, это сработает в обе стороны. Оперируя куда более широким и разнообразным языковым материалом для усвоения теоретических правил, ребёнок получает возможность глубоко усвоить их и довести применение до автоматизма. При этом его англоязычная речь с самого начала будет грамотной. Основные правила укоренятся на интуитивном уровне применения, и очень скоро наступит момент, когда для базового разговорного английского ребёнку будет достаточно наращивать лексический запас и практиковаться.

Именно укоренившиеся ошибки и пробелы в самых базовых ступенях изучения английского делает таким сложным прогресс улучшения языковых навыков для взрослых. Это как пытаться выстроить многоэтажный дом на шатком фундаменте — небольшая сложность или новый кирпичик сверху может обрушить все усилия и вернуть нас к самому старту.

Так что мало просто начать учиться рано — уровень этого обучения должен быть очень высоким. Ведь если взрослый способен спроектировать свою образовательную траекторию самостоятельно, проанализировать эффективность разных заданий, сфокусироваться на важных темах, раз за разом отрабатывать отстающие навыки — то для ребёнка критически важно профессиональное сопровождение.

В период младшей школы обучение должно как минимум не отбить желание изучать английский язык у детей.

В ответственный период строительства всего языкового фундамента у ребёнка, только осваивающего письмо, чтение, грамматику, вести его должен опытный преподаватель, вооруженный всеми необходимыми инструментами и актуальной образовательной программой.

Многие родители и сами учили дополнительный язык в школе — кто 5, а кто все 10 лет. Но многие ли из них могут хотя бы объясниться на английском?

Плюсы:

  • бесплатно
  • встроено в расписание занятий
  • параллельно с изучением родного языка

Минусы:

  • школьных учителей не выбирают
  • неактуальная программа
  • низкая мотивация к занятиям у ребёнка

Репетитор

Неудовлетворенные низким уровнем преподавания английского в общеобразовательной школе, родители ищут, куда пристроить ребёнка для более глубокого изучения языка. Часто первой идеей родителя становятся частные уроки.

Во многом, причиной для этого становится доступность таких решений: репетиторством могут стать дополнительные часы со школьной преподавательницей, занятия с соседкой-переводчицей, их легко найти на сайтах с объявлениями, выбрать подходящую стоимость из широкого спектра, менять расписание.

К сожалению, чаще всего такие занятия сводятся к совместной работе над школьным домашним заданием. Педагог один на один с ребёнком не может создать атмосферу групповых уроков.

Частные занятия исключают важные для ребёнка процессы обсуждения, взаимопомощи, поддержки и соперничества. Язык перестаёт изучаться в своём функциональном значении, не практикуется тут же, в естественной среде общения.

Репетитор — хорошее точечное решение, чтобы «подтянуть» несколько упущенных тем или помочь со сложным заданием. Но действительно погрузиться в английский и выстроить его изучение параллельно с изучением своего родного языка, гарантируя таким образом глубокие знания и навыки языковой практики — невозможно без полноценного образовательного процесса.

Плюсы:

  • можно найти репетитора рядом с домом
  • можно менять расписание занятий под себя
  • можно заниматься по конкретным темам, сложным для ребёнка

Минусы:

  • нет адаптивной языковой практики
  • нет поддержки и соперничества, а значит — мотивации
  • нет разнообразия в подходах и форматах занятий

Языковые курсы

В попытке повысить качество обучения ребёнка английскому языку для многих родителей следующим шагом становятся языковые курсы, предлагающие групповые уроки английского с носителем. Польза такого подхода кажется очевидной: ребёнок будет слышать и распознавать «настоящую» английскую речь, получать дополнительные объяснения грамматических правил «изнутри» языка и дополнительную практику в группе.

К сожалению, носитель языка — не гарант качественного обучения. Проблемами языковых курсов с носителями в России остаётся большая текучка кадров и, как следствие, низкий порог входа в педагогический коллектив. Знакомить вашего ребёнка со спецификой нативной английской речи может иностранный студент или человек, вовсе не имеющий педагогического или лингвистического образования.

Подумайте сами — вы носитель и, должно быть, неплохо знаете свой родной язык, но насколько результативно вы могли бы научить его использовать иноязычного ребёнка?

Плюсы:

  • аудирование нативной англоязычной речи
  • групповые занятия
  • большой выбор курсов в крупных городах

Минусы:

  • ротация, частая смена педагогов
  • низкая квалификация педагогов
  • нет комплексной образовательной программы

Школа дополнительного образования

Амбассадоры дополнительного школьного образования в англоязычной среде своей целью называют развитие личности, способной к самореализации на международном уровне.

Программа разработана носителями с педагогическим опытом работы с русскоязычными детьми. Реализуют ее в небольших группах по английской модели: в связке носителя с русскоязычным ментором, который адаптирует школьника, помогает ставить цели и преодолевать сложности на пути к их достижению.

Учебный материал основан на реальных языковых источниках: приключенческой литературе англоязычных классиков и современников, которые погружают ребёнка в языковую среду и побуждает к творчеству в англоязычной среде. Например, школа Englium привлекает родителей и детей к созданию своего англоязычного театра.

Этот формат только раскрывает свой потенциал на русскоязычном пространстве. Но ценность актуализации навыков на международном уровне становится доступнее и ближе, спрос растёт, а в ответ наиболее прогрессивные педагоги и методологи запускают свои проекты.

Здесь по-новому раскрываются гибкие навыки ребёнка в англоязычном контексте: он принимает собственные решения, при этом развиваясь в сообществе единомышленников. Программа настроена так, чтобы помочь ребёнку разрушить коммуникативные и языковые барьеры.

Плюсы:

  • программа не дублирует школьную, а дополняет и углубляет её
  • программу преподают ее авторы, все они — опытные педагоги
  • английская модель преподавания: носитель в связке с ментором, который может объяснить и поддержать ребёнка

Минусы:

  • нужно контролировать выполнение ребёнком домашнего задания
  • стоимость выше репетитора
  • пока уникальный для России уровень — всего несколько школ на рынке
Tags

Leave a comment