По данным ВЦИОМа, для большинства наших соотечественников важно, чтобы их дети свободно владели иностранным языком (80%). Как помочь ребёнку обрести это «свободное владение»?
Меня зовут Заруи Сафарян, я руковожу школой дополнительного образования на английском языке Englium. До основания школы я работала директором АНО ДО «Дом Станкевича», педагогом знаменитой московской школы № 57. В багаже — экспертиза в ЕГЭ по английскому языку и Кембриджский сертификат CELTA.
По моему мнению, изучение иностранного языка может идти параллельно с изучением родного языка в первые годы жизни ребёнка. В это время ребёнок ещё не перегружен домашними заданиями и может легко усваивать иностранную речь на слух, изучая окружающий мир и присваивая его элементам сразу несколько имён: например, на английском и русском. Правда, маленький ребёнок ещё не умеет читать и писать — он воспринимает речь только на слух. Поэтому этот этап изучения можно назвать пассивным.
Активный этап изучения языка начинается в школе. Почему важно погружать ребёнка в английский на самом старте формального обучения, с первого или второго класса?
Общеобразовательная школа
В первые годы обучения в школе дети начинают осваивать грамматику и структуру родного языка. Они узнают, что у слов в предложении есть свои роли — подлежащего, сказуемого и другие. Также они узнают, что некоторые слова меняются в зависимости от времени, рода и ситуации, в которой используются — меняются их окончания, суффиксы, а иногда даже корни.
Если параллельным процессом ребёнок сможет наблюдать примеры таких конструкций и изменений и в родном языке, и в иностранном, это сработает в обе стороны. Оперируя куда более широким и разнообразным языковым материалом для усвоения теоретических правил, ребёнок получает возможность глубоко усвоить их и довести применение до автоматизма. При этом его англоязычная речь с самого начала будет грамотной. Основные правила укоренятся на интуитивном уровне применения, и очень скоро наступит момент, когда для базового разговорного английского ребёнку будет достаточно наращивать лексический запас и практиковаться.
Именно укоренившиеся ошибки и пробелы в самых базовых ступенях изучения английского делает таким сложным прогресс улучшения языковых навыков для взрослых. Это как пытаться выстроить многоэтажный дом на шатком фундаменте — небольшая сложность или новый кирпичик сверху может обрушить все усилия и вернуть нас к самому старту.
Так что мало просто начать учиться рано — уровень этого обучения должен быть очень высоким. Ведь если взрослый способен спроектировать свою образовательную траекторию самостоятельно, проанализировать эффективность разных заданий, сфокусироваться на важных темах, раз за разом отрабатывать отстающие навыки — то для ребёнка критически важно профессиональное сопровождение.
В период младшей школы обучение должно как минимум не отбить желание изучать английский язык у детей.
В ответственный период строительства всего языкового фундамента у ребёнка, только осваивающего письмо, чтение, грамматику, вести его должен опытный преподаватель, вооруженный всеми необходимыми инструментами и актуальной образовательной программой.
Многие родители и сами учили дополнительный язык в школе — кто 5, а кто все 10 лет. Но многие ли из них могут хотя бы объясниться на английском?
Плюсы:
- бесплатно
- встроено в расписание занятий
- параллельно с изучением родного языка
Минусы:
- школьных учителей не выбирают
- неактуальная программа
- низкая мотивация к занятиям у ребёнка
Репетитор
Неудовлетворенные низким уровнем преподавания английского в общеобразовательной школе, родители ищут, куда пристроить ребёнка для более глубокого изучения языка. Часто первой идеей родителя становятся частные уроки.
Во многом, причиной для этого становится доступность таких решений: репетиторством могут стать дополнительные часы со школьной преподавательницей, занятия с соседкой-переводчицей, их легко найти на сайтах с объявлениями, выбрать подходящую стоимость из широкого спектра, менять расписание.
К сожалению, чаще всего такие занятия сводятся к совместной работе над школьным домашним заданием. Педагог один на один с ребёнком не может создать атмосферу групповых уроков.
Частные занятия исключают важные для ребёнка процессы обсуждения, взаимопомощи, поддержки и соперничества. Язык перестаёт изучаться в своём функциональном значении, не практикуется тут же, в естественной среде общения.
Репетитор — хорошее точечное решение, чтобы «подтянуть» несколько упущенных тем или помочь со сложным заданием. Но действительно погрузиться в английский и выстроить его изучение параллельно с изучением своего родного языка, гарантируя таким образом глубокие знания и навыки языковой практики — невозможно без полноценного образовательного процесса.
Плюсы:
- можно найти репетитора рядом с домом
- можно менять расписание занятий под себя
- можно заниматься по конкретным темам, сложным для ребёнка
Минусы:
- нет адаптивной языковой практики
- нет поддержки и соперничества, а значит — мотивации
- нет разнообразия в подходах и форматах занятий
Языковые курсы
В попытке повысить качество обучения ребёнка английскому языку для многих родителей следующим шагом становятся языковые курсы, предлагающие групповые уроки английского с носителем. Польза такого подхода кажется очевидной: ребёнок будет слышать и распознавать «настоящую» английскую речь, получать дополнительные объяснения грамматических правил «изнутри» языка и дополнительную практику в группе.
К сожалению, носитель языка — не гарант качественного обучения. Проблемами языковых курсов с носителями в России остаётся большая текучка кадров и, как следствие, низкий порог входа в педагогический коллектив. Знакомить вашего ребёнка со спецификой нативной английской речи может иностранный студент или человек, вовсе не имеющий педагогического или лингвистического образования.
Подумайте сами — вы носитель и, должно быть, неплохо знаете свой родной язык, но насколько результативно вы могли бы научить его использовать иноязычного ребёнка?
Плюсы:
- аудирование нативной англоязычной речи
- групповые занятия
- большой выбор курсов в крупных городах
Минусы:
- ротация, частая смена педагогов
- низкая квалификация педагогов
- нет комплексной образовательной программы
Школа дополнительного образования
Амбассадоры дополнительного школьного образования в англоязычной среде своей целью называют развитие личности, способной к самореализации на международном уровне.
Программа разработана носителями с педагогическим опытом работы с русскоязычными детьми. Реализуют ее в небольших группах по английской модели: в связке носителя с русскоязычным ментором, который адаптирует школьника, помогает ставить цели и преодолевать сложности на пути к их достижению.
Учебный материал основан на реальных языковых источниках: приключенческой литературе англоязычных классиков и современников, которые погружают ребёнка в языковую среду и побуждает к творчеству в англоязычной среде. Например, школа Englium привлекает родителей и детей к созданию своего англоязычного театра.
Этот формат только раскрывает свой потенциал на русскоязычном пространстве. Но ценность актуализации навыков на международном уровне становится доступнее и ближе, спрос растёт, а в ответ наиболее прогрессивные педагоги и методологи запускают свои проекты.
Здесь по-новому раскрываются гибкие навыки ребёнка в англоязычном контексте: он принимает собственные решения, при этом развиваясь в сообществе единомышленников. Программа настроена так, чтобы помочь ребёнку разрушить коммуникативные и языковые барьеры.
Плюсы:
- программа не дублирует школьную, а дополняет и углубляет её
- программу преподают ее авторы, все они — опытные педагоги
- английская модель преподавания: носитель в связке с ментором, который может объяснить и поддержать ребёнка
Минусы:
- нужно контролировать выполнение ребёнком домашнего задания
- стоимость выше репетитора
- пока уникальный для России уровень — всего несколько школ на рынке

